Яндекс.Погода


Отказ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по мотиву нахождения земли в границах особо охраняемой природной территории, незаконен, при этом не имеет значение введён дом в эксплуатацию до создания особо охраняемой природной территории или после.

Уполномоченный орган отказал обществу, владеющему на праве собственности нежилыми помещениями в доме, в формировании земельного участка под ним, указав в качестве причины нахождение земли в границах особо охраняемой природной территории природного заказника (пункта 5 статьи 27 ЗК РФ), а также в связи с отсутствием проекта межевания территории квартала, на которой расположен жилой дом.

Суд первой и второй инстанции отказ признали недействительным –  в данном случае право общей долевой собственности на землю возникает из федерального законодательства и нормы о запрете предоставлять в собственность участки, отнесённые к особо охраняемым природным территориям, применению не подлежат. Помимо этого, переход земли в иную форму собственности связан исключительно с формированием участка и проведением его государственного кадастрового учета, поэтому уполномоченные органы не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей и должны приступить к осуществлению процедуры формирования участка, в том числе и при отсутствии проекта межевания квартала.

Окружной суд, напротив, признал обоснованным отказ административного органа по мотиву отсутствия проекта межевания квартала (пункт 3 статьи 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве») и отменил судебные акты.

Вывод кассационной инстанции Президиум ВАС РФ почитал ошибочным ввиду следующего.

Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

В данном случае переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведением его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая, что подготовка проекта межевания квартала зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на орган власти, общество не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта межевания квартала.

При указанных условиях административный орган обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

 

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 № ВАС-12736/12

по делу № А40-80260/11-9-692

Ваш комментарий:
Представьтесь, пожалуйста:

Анти-спам: Выберите животное из списка [кот, лук, сок]

Поиск по сайту
Перерывы в заседаниях
Подписка на новости