Яндекс.Погода


Самовольное использование грузополучателем вагонов означает их использование вне установленного Уставом железнодорожного транспорта РФ порядка предоставления для целей перевозки, а также без разрешения на то их владельцев. Нахождение вагонов истца под выгрузкой на подъездных путях ответчика не является самовольным использованием вагонов в смысле статей 62, 99 Устава.

Компания является владельцем железнодорожного подвижного состава.

Компания (исполнитель) и общества с ограниченной ответственностью «М.» и «П.» (заказчики) заключили договоры на оказание услуг, по условиям которых компания обязалась предоставить подвижной состав и выполнить транспортно-экспедиционное обслуживание, а заказчики - оплатить оказанные услуги.

Во исполнение условий указанных договоров в соответствии с заявками заказчиков компания предоставила под погрузку 6 порожних вагонов.

Как следует из материалов дела, общество «Л.» своевременно не приняло меры к организации выгрузки груза из подвижного состава, в связи с чем вагоны необоснованно простояли на станции разгрузки.

Ссылаясь на  самовольное использование вагонов обществом «Л.», компания обратилась в суд с иском о взыскании штрафа.

Суды пришли к выводу о доказанности истцом сверхнормативной продолжительности нахождения вагонов на станциях выгрузки и нарушении прав истца, являющегося владельцем вагонов; а также о том, что ответчик как грузополучатель подпадает под категорию лиц, несущих ответственность за задержку вагонов, а сверхнормативная продолжительность нахождения вагонов на путях необщего пользования свидетельствует о фактическом их использовании ответчиком.

Президиум ВАС РФ, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций, указал на следующее.

В исковом заявлении предметом искового требования является штраф за самовольное использование вагонов, а судебные акты судов трех инстанций приняты по рассмотрению иного предмета искового требования - штрафа за задержку вагонов. Эти понятия не являются тождественными и согласно абзацам пятому и шестому статьи 62 УЖТ РФ рассматриваются законодателем как два самостоятельных правонарушения.

В данном случае вагоны предоставлены во исполнение обязательств истца (экспедитора) перед заказчиками (грузоотправителями) по договорам на оказание услуг.

Доказательства использования обществом «Л.» вагонов компании для перевозки грузов в материалах дела отсутствуют.

Самовольное использование грузополучателем вагонов означает их использование вне установленного УЖТ РФ порядка предоставления для целей перевозки, а также без разрешения на то их владельцев. Однако спорные вагоны получены обществом «Л.» для осуществления разгрузочных операций от грузоотправителей, являющихся заказчиками компании.

Нахождение вагонов истца под выгрузкой на подъездных путях ответчика, на которое ссылаются суды, не является самовольным использованием вагонов в смысле статей 62, 99 УЖТ РФ.

 

(Постановление Президиума ВАС РФ №14948/12 от 26.03.2013
по делу № А29-6701/2011 опубликовано 14.06.2013)

Ваш комментарий:
Представьтесь, пожалуйста:

Анти-спам: Выберите слово из 4 букв [клад, мир, дом]

Поиск по сайту
Перерывы в заседаниях
Подписка на новости