Яндекс.Погода


Президиум ВАС РФ 07.06.2012 в порядке надзорного производства отменил судебные акты, которыми удовлетворены требования общества «Вологодская сбытовая компания» (далее – общество «ВСК») о признании незаконными актов антимонопольного органа, установившего в действиях заявителя злоупотребление доминирующим положением на рынке электрической энергии.

Как указано в определении от 23.03.2012 № ВАС-1009/11 о передаче дела в Президиум ВАС РФ, общество «Коммунэнергосбыт», с целью выхода на оптовый рынок электрической энергии и мощности, а также получения статуса субъекта оптового рынка в качестве энергосбытовой организации, заключило с предприятием «Вологдагортеплосеть» договор на поставку электрической энергии через электрические сети территориальной сетевой
организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства покупателя.

За согласованием Перечня средств измерений по группе точек поставки предприятия «Вологдагортеплосеть» и Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии, общество «Коммунэнергосбыт» неоднократно обращалось к обществу «ВСК» как к смежному субъекту оптового рынка (у обществ «Коммунэнергосбыт» и «ВСК» общие точки поставки).

Общество «ВСК» в рассмотрении заявлений отказывало, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих фактические взаимоотношения общество «Коммунэнергосбыт» и предприятия «Вологдагортеплосеть».

По жалобе общества «Коммунэнергосбыт» Конфликтная комиссия при Наблюдательном совете НП «Совет рынка» признала действия общества «ВСК» незаконными.

Антимонопольная служба установив, что общество «ВСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи  электрической энергии на территории Вологодской области с долей выше 65 процентов и является потенциальным конкурентом «Коммунэнергосбыт», признала в её действиях факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением путём необоснованного уклонения от согласования указанных документов).

Суды трёх инстанций оспариваемые акты антимонопольного органа отменили, однако, по мнению Президиума ВАС РФ, они не учли следующее.

Вывод судов об отсутствие у общества «ВСК» обязанности по согласованию Перечня средств измерений и Соглашения об информационном обмене не соответствует положениям Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643, которыми обусловлена не только обязанность юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора, но и обязанность общества «ВСК» обеспечить такое согласование.

Использование альтернативной возможности согласования указанных документов создаёт временной барьер входа на рынок общества «Коммунэнергосбыт».

Указание суда на то, что общество «ВСК» и общество «Коммунэнергосбыт» не вступали в отношения на розничном рынке является несостоятельным, так как отношения конкурентов заключаются в состязательности, а названные общества являются потенциальными конкурентами: общество «Коммунэнергосбыт» и общество «ВСК» на розничном рынке будут
выступать продавцами, а на оптовом – покупателями.

Вывод судов о не установлении значимого для дела рынка ввиду разности рынков, на котором установлено доминирующее положение и имеются негативные последствия, является необоснованным, поскольку такие последствия имелись на двух рынках, а при квалификации действий по статье 10 Закона о защите конкуренции должно быть установлено доминирующее
положение лица на том рынке, находясь на котором и пользуясь своим доминирующим положением на котором, в том числе в совокупности с иными обстоятельствами, оно может оказать негативное влияние на конкуренцию.

Кроме того, коллегия судей не может согласиться с выводами суда кассационной инстанции о том, что защита права на согласование Перечня средств измерений не находится в сфере антимонопольного регулирования и должна осуществляться только в гражданско-правовом порядке.

Таким образом, смежным субъектом для общества «Коммунэнергосбыт» является гарантирующий поставщик (общество
«ВСК»), доминирующий на розничном рынке, и одновременно потенциальный конкурент, который отказывая в согласовании документов, препятствует доступу общества «Коммунэнергосбыт» на оптовый рынок электроэнергии, лишает его возможности приобретать электроэнергию на оптовом рынке для реализации ее потенциальному потребителю - предприятию «Вологдагортеплосеть» на розничном рынке электроэнергии, то есть действия общества «ВСК» правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающие конкуренцию.

 

 

 

Ваш комментарий:
Представьтесь, пожалуйста:

Анти-спам: Выберите слово из 4 букв [суд, крот, лак]

Поиск по сайту
Перерывы в заседаниях
Подписка на новости