Яндекс.Погода


Административная ответственность за сокрытие достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках её загрязнения и вредного воздействия

В связи с сообщением ГУ МЧС России по Чувашской Республике о массовой гибели рыбы в реке Малый Цивиль Канашского района Чувашской Республики прокуратура провела проверку соблюдения обществом требований природоохранного законодательства.

В ходе проверки установлено, что общество эксплуатирует подсобное хозяйство (свинокомплекс), на котором образуются отходы содержания животных (навоз свиней, относящийся к 3 классу опасности для окружающей среды), и осуществляет их перемещение в хранилище жидких фракций отходов, которое защищено от реки Сунарки дамбой.

В результате обследования хранилища обнаружено наличие разрывов (разломов) полотна тела дамбы хранилища, в связи с чем отходы содержания животных поступали непосредственно на рельеф местности за дамбу хранилища, далее - в русло реки Сунарки и в последующем - в реку Малый Цивиль, где обнаружена массовая гибель рыбы.

Поскольку в период с 15.06.2012 по 02.07.2012, когда хранилище находилось в аварийном состоянии и отходы производства поступали в водные объекты, общество официально не сообщило о факте сброса отходов в водные объекты, прокуратура сочла, что оно допустило сокрытие достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды и вредного воздействия на окружающую среду.

В связи с данными обстоятельствами прокуратура возбудила в отношении общества дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.5 КоАП РФ, и направила материалы дела для рассмотрения в управление.

Постановлением от 29.08.2012 управление привлекло общество к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 13 000 рублей и предписанием от 29.08.2012 обязало общество устранить причины выявленного административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению.

Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что управлением доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден; оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным не имеется.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, счёл, что у общества отсутствует обязанность сообщать в государственные органы и населению информацию о загрязнении водных объектов отходами производства, поскольку допущенное правонарушение не подпадает под понятие чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом  от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон № 68-ФЗ).

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Объективная сторона состава вменённого обществу административного правонарушения состоит в том числе и в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы.

Обязанность хозяйствующих субъектов сообщать такую информацию содержится не только в Законе № 68-ФЗ.

Так в соответствии со статьями 3 и 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ) к гидротехническим сооружениям относятся в том числе сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и
сельскохозяйственных организаций, которые подлежат внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Материалами дела подтверждено, что комплекс гидротехнических сооружений общества включен Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в перечень прудов - накопителей жидких отходов Чувашской Республики.

Статьей 19 Закона № 117-ФЗ установлено, что нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

Прорыв напорного фронта и, как следствие, сброс из хранилища жидких отходов стоков, содержащих аммиак и аммоний-ион (по азоту), концентрация которых значительно превышает нормативы качества окружающей среды, негативно влияют на водные объекты и окружающую среду и влекут за собой деградацию естественной экологической системы.

В рассматриваемом деле факт сокрытия обществом достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках ее загрязнения и вредного воздействия в период с 15.06.2012 по 02.07.2012 судом первой инстанции установлен.

С полным текстом судебных актов по делу № А79-11018/2012 можно ознакомиться на ресурсе «Картотека арбитражных дел»: http://kad.arbitr.ru/.

Ваш комментарий:
Представьтесь, пожалуйста:

Анти-спам: Выберите слово из 4 букв [клад, мир, дом]

Поиск по сайту
Перерывы в заседаниях
Подписка на новости