Сегодня пятница, 24 ноября 2017 года 12:25
Телефон информационно-справочной службы: 8 (8172) 78-09-14, 78-09-16
Главная страница / Судебная практика / Актуальные вопросы

Управление, установив при рассмотрении апелляционной жалобы налогоплательщика обстоятельства, согласно которым с предпринимателя должны быть взысканы налоговые платежи, не указанные в резолютивной части оспариваемого решения инспекции, отменило решение налогового органа, назначило и провело повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика и приняло по ее результатам решение об отказе в привлечении к ответственности, которым определило действительные права и обязанности предпринимателя.

Не согласившись с данным решением управления, а также с вынесенными инспекцией требованием и решением о взыскании, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, суды трех инстанций исходили из того, что проведенная управлением выездная налоговая проверка не является повторной выездной налоговой проверкой в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, поскольку: решение инспекции к моменту проведения повторной проверки уже было отменено и проверка проведена в отношении иного лица - субъекта налоговых правоотношений (инспекцией проведена проверка заявителя - физического лица, а управлением - индивидуального предпринимателя). Кроме того, суды признали неправильным вывод управления о том, что доход от продажи всех объектов недвижимости и иного имущества получен предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и подлежал учету при исчислении налогов по результатам этой деятельности.

ВАС РФ, отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал на следующее.

Поскольку вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе, он не вправе в силу статей 21, 101.2, 137, 140 НК РФ по итогам ее рассмотрения принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа.

Осуществляя повторную выездную налоговую проверку с целью контроля деятельности нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган в полном объеме проверяет деятельность налогоплательщика за тот налоговый период, который уже был предметом выездной налоговой проверки. В результате не исключается возможность на основе повторного изучения тех же документов, исследования тех же фактических обстоятельств иной оценки выводов, сделанных в ходе первоначальной выездной налоговой проверки, и, соответственно, принятие юрисдикционного акта, которым по-новому определяются конкретные права и обязанности налогоплательщика применительно к тому же налоговому периоду, в том числе могут быть выявлены недоимки по налогам и начислены соответствующие пени (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 5-П, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010
№ 14585/09).

Вывод судов о проверке вышестоящим налоговым органом иного субъекта налоговых отношений противоречит как содержанию актов и решений, принятых по результатам первоначальной и повторной налоговых проверок, так и положениям НК РФ (статьи 11, 19), в соответствии с которыми статус индивидуального предпринимателя указывает на вид осуществляемой физическим лицом деятельности.

Кроме того, имеющиеся в деле доказательства оценивались судами в отдельности (по отдельности оценивались и совершенные предпринимателем сделки), а не в совокупности и взаимной связи, что привело к тому, что доводы и возражения управления и представленные им доказательства не получили должной оценки применительно к фактическим обстоятельствам дела и положениям налогового законодательства.

 

(Постановление Президиума ВАС РФ № 6778/13 по делу
№ А21-4082/2012 опубликовано 27.02.2014
.) 

Ваш комментарий:
Представьтесь, пожалуйста:

Анти-спам: Что из этого жидкое? [лед, вода, дерево]



Информация о делах


Календарь дел

Подписка на новости и актуальные вопросы

Разработка веб-ресурса - ЗАО "Информационная компания "Кодекс" на основе платформы "Кодекс: Сайт"