Сегодня четверг, 23 ноября 2017 года 15:59
Телефон информационно-справочной службы: 8 (8172) 78-09-14, 78-09-16
Главная страница / Судебная практика / Актуальные вопросы

Поскольку в 2007 году инспекция по итогам камеральных проверок налоговых деклараций не сообщила обществу в установленном статьёй 176 НК РФ порядке об имеющейся у него переплате по НДС, срок исковой давности для обращения с заявлением о возврате переплаты следует исчислять с даты акта сверки расчётов (то есть с 23.08.2010),  а не с момента предоставления первичной налоговой декларации за I квартал 2007 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.

Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 НК РФ» следует, что норма статьи 78 НК РФ не препятствует гражданину в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 25.02.2009                  № 12882/08 вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учётом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В данном случае общество не производило перечислений сумм начисленного налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в бюджет, спорная переплата возникла в связи с проведением инспекцией зачёта НДС, начисленного заявителем к возмещению из бюджета за налоговые периоды - август и октябрь 2006 года.

По смыслу положений, закрепленных в статье 176 НК РФ (в редакции, действующей на момент предъявления указанных деклараций в инспекцию), в случае подтверждения правомерности предъявления к возмещению НДС по декларации, предъявленной налогоплательщиком, налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм. Одновременно с вынесением этого решения налоговый орган должен принять решение о зачете (возврате) суммы НДС (пункт 7 статьи 176 НК РФ).

При этом в пункте 9 названной статьи закреплено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме о принятом решении о зачёте (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении. Однако в данном случае таких решений налоговый орган по результатам проверок деклараций по НДС за август и октябрь 2006 года обществу не направлял.

Таким образом, в рассматриваемом случае неосведомленность налогоплательщика в этом вопросе обусловлена бездействием налогового органа.

Следовательно, обоснован вывод судов о том, что без совместного сравнения сторонами начисленных и уплаченных сумм налога в разрезе налоговых периодов у общества отсутствовала возможность самостоятельно установить факт образования переплаты, в связи с чем о наличии переплаты в спорной сумме налогоплательщику стало известно только в момент составления акта сверки расчетов от 23.08.2010, с которого и следует исчислять трёхлетний срок для обращения с заявлением о возврате переплаты по налогу. 


     (Постановление ФАС СЗО от 17.02.2012 по делу № А13-922/2011)

Ваш комментарий:
Представьтесь, пожалуйста:

Анти-спам: Выберите слово из 4 букв [клад, мир, дом]



Информация о делах


Календарь дел

Подписка на новости и актуальные вопросы

Разработка веб-ресурса - ЗАО "Информационная компания "Кодекс" на основе платформы "Кодекс: Сайт"