Сегодня пятница, 24 ноября 2017 года 12:27
Телефон информационно-справочной службы: 8 (8172) 78-09-14, 78-09-16
Главная страница / Публикации

О ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ 
КОРПУСА ПОМОЩНИКОВ СУДЕЙ 


     Качество работы судебной системы во многом связано не только с уровнем профессиональной подготовки и материального обеспечения судей, но и с тем, насколько эффективно функционирует аппарат суда. Вопросы комплектования судов подготовленными специалистами, многие из которых по прошествии определенного времени пополняют ряды служителей Фемиды, неоднократно обсуждались на страницах нашего журнала в интервью председателей арбитражных судов. В данной статье авторы предлагают возможные пути решения означенной проблемы.
     Одним из основных направлений развития судебной системы современной России является повышение качества работы суда и эффективности правосудия в целом(1). Указанное направление многогранно и включает в себя целый комплекс мероприятий. В частности, по словам Председателя ВАС РФ А.А. Иванова, «мы должны прекратить экстенсивный рост судебной системы и заняться интенсификацией ее работы», т. е. не увеличивать количество судей, а модернизировать отечественную судебную систему, в том числе и за счет внедрения современных технологий, различных автоматизированных систем. Однако ни одно техническое нововведение не принесет ожидаемого эффекта без квалифицированного и грамотного специалиста своего дела.
     В современном стремительно развивающемся мире, работающем в высоком темпе, всегда актуальным остается вопрос подбора и обучения новых кадров. Это проблема стоит во всех организациях и учреждениях вне зависимости от местонахождения и рода деятельности. Не исключение и судебные органы. Важно укомплектовать суды сотрудниками, способными по своим профессионально-деловым и морально-психологическим качествам к замещению вакантных должностей в аппарате суда, в том числе со временем - более высоких должностей. Сложности укомплектования кадров судебной системы - те же, что и при укомплектовании штата юридической или консалтинговой фирмы: привлечение профессиональных сотрудников и необходимость их обучения, которая вызвана потребностью привить новому сотруднику умение применять юридические тонкости на практике(2).
     В статье мы затронем проблему подбора сотрудников в аппараты судов, и в первую очередь помощников судей.
     В настоящее время квалификационные требования к помощнику судьи установлены Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной гражданской службе), указами Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» и от 31.12.2005 № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (раздел 16), Положением о помощнике судьи арбитражного суда, утвержденным Приказом Председателя ВАС РФ от 04.12.2002 № 6.
     Помощник судьи является федеральным государственным служащим и замещает в аппарате арбитражного суда ведущую должность. Он должен иметь высшее юридическое образование и стаж государственной службы на старших должностях не менее двух пет или стаж по специальности не менее четырех лет.
     С процессуальной точки зрения помощник судьи является лицом, содействующим осуществлению правосудия, в том числе в арбитражном процессе. По смыслу ч. 1-3 ст. 58 Арбитражного процессуального кодекса РФ содействие в осуществлении правосудия выражается в оказании помощи судье в подготовке и организации судебного процесса, в совершении процессуальных действий, которые предусмотрены АПК РФ, например в ведении протокола судебного заседания. Однако помощник судьи не вправе выполнять функции по осуществлению правосудия и совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
     Таким образом, законодатель не дал исчерпывающего перечня полномочий помощника, установив лишь запрет на совершение им процессуальных действий, связанных непосредственно с отправлением правосудия и влияющих на объем прав или обязанностей участников арбитражного процесса.
     В связи с этим более подробно полномочия помощника судьи закреплены в Положении о помощнике судьи арбитражного суда и должностном регламенте помощника судьи. Среди них можно выделить следующие:
     - изучение поступивших судье заявлений, жалоб и других документов и внесение предложений по их рассмотрению;
     - участие в решении задач подготовки дела к судебному разбирательству (подбор нормативного и справочного материала, судебной практики, необходимых для рассмотрения дела; подготовка заключений по сложным и спорным вопросам применения норм материального права; определение круга лиц, участвующих в деле, и оказание им содействия в представлении необходимых доказательств; принятие мер к примирению сторон, осуществление контроля за изготовлением и своевременным направлением копий судебного акта, которыми извещаются или вызываются участники процесса; подготовка для судьи информации о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, а также о причинах их неявки в судебное заседание, подготовка проектов судебных актов);
     - осуществление контроля над заявлениями и жалобами, оставленным без движения, а также за делами, по которым отложено рассмотрение, приостановлено производство;
     - осуществление контроля над работой специалистов (по формированию материалов дела, своевременному направлению лицам, участвующим в деле, и другим участникам арбитражного процесса судебных актов, исполнительных листов);
     - подготовка данных и материалов, необходимых судье для обобщений, докладов, выступлений;
     - подготовка проектов ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судьи, в том числе в связи с находящимися в производстве судьи делами.
     Отметим, что исследователи юридической деятельности выделяют ряд навыков, желательных для юриста-профессионала, а значит, и для кандидата в помощники судьи: поисковый, коммуникативный, удостоверительный, организационный, конструктивный и социальный.
     Успешному сотруднику, в том числе помощнику судьи, для профессионального роста необходимо реализовать профессиональные качества, соответствующие каждому из названных аспектов(3). Рассматривая вышеуказанное в практической сфере, можно выделить ряд качеств, наличие которых позволит помощнику судьи успешно справляться с поставленными задачами и на наличие или отсутствие которых и нужно обращать внимание при подборе кандидатов.
     Например, помощник не сможет внести предложения по рассмотрению жалоб или подготовить заключение по сложным и спорным вопросам применения норм материального права, не обладая проницательностью, навыками быстрого обобщения и анализа получаемой информации и способностью сформулировать гипотезу. Эти качества соответствуют поисковому, удостоверительному и конструктивному аспектам юридической деятельности.
     Подготовка помощником проектов судебных актов либо проектов ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес судьи, невозможна без владения письменной речью, умения правильно и грамотно составлять юридические документы. Уровень современных технологий, внедренных в судебную систему, накладывает на помощника также обязанность владеть компьютерной техникой.
     Содействуя сторонам в представлении необходимых доказательств, принимая меры к их примирению, помощник выступает неким посредником между судьей и сторонами по делу. Поэтому наличие коммуникабельности, способности ясно излагать свои мысли, принципиальности, эмоциональной устойчивости, тактичности, выдержки, психологической подготовленности к общению (не всегда приятному) с участниками процесса и соблюдение норм профессиональной этики является для него обязательным.
     Выполнение контрольных функций и высокий темп работы предполагают умение концентрировать внимание, организованность, дисциплинированность и ответственность помощника.
     Наконец, не слезет забывать, что помощник является правой рукой судьи, т. е. тем лицом, которое оказывает ему непосредственную и реальную помощь и с которым судья разделяет нагрузку, связанную с рассмотрением дел(4). Общеизвестна истина, что успех любого дела - в деталях. Помощник, которому судья поручил рутинную или техническую работу, как и любой человек, может проявить слабость, в силу недостатка времени упустить из виду важные вопросы. Здесь немаловажную роль играет психологическая совместимость судьи и помощника, установление доверительных отношений, а также готовность помощника работать в интенсивном режиме, когда поток дел не позволяет расслабиться ни на минуту и требует затрат времени за пределами рабочего дня.
     Как видно, перечень требований, предъявляемых к помощнику, широк. Однако если квалификационные требования четко закреплены в законе, то механизмы выявления остальных нужных качеств отсутствуют.
     В настоящее время замещение вакантной должности помощника судьи производится из лиц, состоящих в кадровом резерве. Согласно ч. 2 ст. 22, ч. 4 ст. 64 Закона о государственной гражданской службе при формировании кадрового резерва для замещения должности гражданской службы категории «помощник» конкурс не проводится, так как эта должность замещается на определенный срок - срок полномочий судьи. В связи с этим наполнение кадрового резерва происходит из двух источников:
     1) из работников аппарата суда, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, в частности, по итогам аттестации, основанной на результатах предыдущей работы, и решения членов аттестационной комиссии;
     2) включение в кадровый резерв лиц, соответствующих квалификационным требованиям на замещение должности помощника судьи, из числа работающих в юридических службах организаций.
     В первом случае потенциальными кандидатами на должность помощника судьи, как правило, являются секретари судебных заседаний, специалисты отделов обобщений судебной практики или делопроизводства, положительно зарекомендовавшие себя в течение предшествующих нескольких лет работы в суде. Такой способ формирования корпуса помощников наиболее часто используется в судах, поскольку позволяет на практике выявить потенциал претендента и его личностные и профессиональные качества.
     
     Например, у секретаря судебного заседания, в функциональные обязанности которого входит составление протокола судебного заседания (что предполагает поисковую, коммуникативную и удостоверительную деятельность}, можно выявить наличие или отсутствие необходимых качеств: наблюдательности, способности концентрировать внимание и быстро обобщать информацию и принимать самостоятельные решения, общительности, тактичности, выдержки, навыка связно излагать мысли устно и на письме. Безусловно, представление об уровне развития подобных качеств у кандидата в помощники судьи во многом облегчит задачу выбора. Для того, чтобы составить наглядное впечатление об уровне развития необходимых личностных характеристик кандидата, целесообразно разработать несколько видов анкет с вопросами, затрагивающими разные аспекты организации работы претендента на вакантную должность и способными диагностировать его умение справляться с поставленными задачами. Анонимные анкеты для представителей сторон в процессе могут содержать вопросы относительно общительности, тактичности, выдержки секретаря судебного заседания, чьи качества оцениваются. Отметим, что подобного рода анкетирования часто проводятся в крупных компаниях, чья деятельность связана с непосредственным взаимодействием с гражданами. Профессиональные качества кандидата могут оценить и коллеги, отвечая в анкете на вопросы о его наблюдательности, выдержке, уровне развития устной и письменной речи, способности к концентрации внимания, быстрому обобщению информации, принятию самостоятельных решений, умении правильно организовать рабочее время и т.д.
     В Четырнадцатом арбитражном апелляционном суде в ряде случаев кандидату на вакантную должность помощника судьи для определения его потенциала дается задание - написать проект постановления, который оценивается судьей. В процессе подготовки проекта кандидат проводит мониторинг законодательства, работает с судебной практикой, оценивает представленные сторонами документы, проверяет соблюдение процессуального законодательства, проявляя тем самым способность анализировать получаемую информацию, обосновывать выводы, на наш взгляд, такой способ выявления аналитических способностей у работников аппарата суда следует применять не только при наличии вакансии помощника судьи, а постоянно, тем самым стимулируя более целеустремленных, настойчивых и выявляя потенциально способных кандидатов. Привлечение желающих, например, к подготовке обзоров и обобщений также является способом выявления способности к аналитической работе, конечно, это будет для них дополнительной нагрузкой к непосредственным обязанностям, но только упорные и стремящиеся повысить свой профессиональный уровень работники должны замешать вышестоящие должности.
     Выявить способности к выполнению обязанностей помощника судьи можно, назначив секретаря судебного заседания исполняющим обязанности отсутствующего по причине болезни, отпуска или учебы помощника судьи. Это реальная возможность испробовать свои силы для одних и оценить способности кандидата - для других.
     Нельзя не учитывать и тот факт, что в аппарат суда на старшие и младшие должности федеральной гражданской службы приходят выпускники юридических вузов, обладающие багажом теоретических знаний, но не имеющие практического опыта. Работа в аппарате суда позволяет только изучить делопроизводство и получить навыки составления некоторых юридических и процессуальных документов, т. е. далеко не в полном объеме готовит к будущим обязанностям помощника судьи. Поэтому, чтобы в полной мере проявить соответствие требованиям, предъявляемым к помощнику судьи, переведенному на эту должность работнику аппарата суда требуется определенный период времени, который, по наблюдениям, составляет не менее полугода. Соответственно в первые полгода - год на судью ложится дополнительная обязанность по обучению своего помощника, что увеличивает его и без того высокую нагрузку.
     Не оспаривая необходимость выдвижения на вышестоящие должности лучших работников аппарата суда, мы полагаем, что в целях (формирования высококвалифицированного корпуса помощников судей этот источник кадров не должен быть единственным. В арбитражных судах рассматриваются споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому опыт юридической работы в этих сферах неоценим: он дает знания в различных отраслях права, расширяет кругозор и позволяет глубже вникать в проблемы правоприменения.
     Лица, пришедшие на работу в арбитражный суд из юридических служб и организаций, требуют минимальной переподготовки для выполнения функций помощника, так как им остается освоить лишь делопроизводство в суде. Однако недостатком этого источника пополнения штата помощников судей является то. что включение таких лиц в кадровый резерв и дальнейшее выдвижение на должность помощника производится исключительно по результатам собеседования.
     Очевидно, что процедура собеседования неравнозначна аттестации государственного служащего. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности, которая дается аттестационной комиссией.
     Следовательно, работники аппарата суда, рекомендованные по результатам аттестации к включению в кадровый резерв на выдвижение на вышестоящую должность, изначально находятся в преимущественном положении по сравнению с гражданами, не состоящими на гражданской службе, поскольку профессиональная пригодность первых уже подтверждена работодателем, в то время как в отношении лиц, не состоящих на службе в аппарате суда, у нанимателя всегда остаются вопросы и сомнения.
     В результате в арбитражных судах сложилась ситуация, когда при рассмотрении двух равных кандидатов на должность помощника судьи - работника аппарата суда и лица, не состоящего на государственной службе, предпочтение в большинстве случаев отдается работнику аппарата суда.
     В периодической литературе встречается мнение о том, что у юриста, проработавшего несколько лет в коммерческой организации, вырабатываются ценностные ориентиры, которые затрудняют его адаптацию на государственной службе и могут привести к отрицательным последствиям(5). С подобной позицией согласиться нельзя. Если вспомнить процесс формирования системы арбитражных судов, то нужно отметить, что подавляющее большинство судей арбитражных судов имеют в своем профессиональном багаже стаж работы в юридических службах хозяйственных обществ. При этом их квалификация и моральные качества не подвергаются сомнению. По-нашему мнению, авторы этих высказываний неправильно обозначили проблему. Вопрос не в том. где претендент на должность помощника судьи заработал свой стаж - на государственной службе или в коммерческой организации, а в том. каким образом выявить его пригодность для этой работы.
     Для разрешения этой проблемы требуется, с одной стороны, предоставить нанимателю дополнительные возможности проверить претендентов, а с другой - создать условия, обеспечивающие как профессиональную подготовку специалистов из числа работников аппарата суда, так и приток профессиональных юристов из числа работающих в хозяйственной сфере.
     Достижению указанных задач, на наш взгляд, может способствовать следующее. Обеспечение равного доступа к государственной службе на должности помощника судьи как лиц. уже состоящих на государственной службе, так и иных лиц посредством закрепления в Законе о государственной гражданской службе возможности формирования кадрового резерва на замещение должности помощника на условиях конкурса. Правда, подобное предложение связано с внесением изменений
     в названный Закон и, учитывая, что сфера его действия распространяется на всех федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, надеяться на быстрое решение этого вопроса не приходится.
     Как меру, предшествующую законодательному изменению процедуры замещения должности помощника судьи, считаем целесообразным ввести тестирование и интервьюирование для всех претендентов на должность помощника судьи, позволяющие выявить его знания и умения. При этом данное испытание должно проводиться по желанию самого кандидата, и его целью должна быть не только проверка знания норм материального права, но и выявление у кандидата способности к аналитической работе: проверка навыков владения письменной речью, правильного и грамотного составления юридических документов; установление уровня его коммуникабельности, психологической совместимости с судьей, с которым он будет работать, а также психической устойчивости в условиях интенсивного режима работы судьи и суда в целом: определение степени владения компьютерной техникой. Разработка программ тестирования и интервьюирования кандидатов в помощники судей требует привлечения специалистов - психологов, лингвистов, а также специалистов в сфере компьютерных технологий, на уровне отдельно взятого суда довольно сложно решить указанную задачу ввиду необходимости изучать опыт управления кадрами, а также дополнительно финансировать работу привлекаемых специалистов. За решение поставленной проблемы рациональнее взяться Высшему Арбитражному Суду РФ. распространив затем опыт по системе арбитражных судов.
     Оценивая не только профессиональные качества, но и психологические характеристики кандидатов на должность помощника судьи, а также на иные должности государственной гражданской службы, можно выявить мнительность, скрытность, хроническую усталость, выработанность. а у некоторых тестируемых - наличие психосоматических проблем из-за присущей им тревожности, склонности к сомнениям и колебаниям в принятии решений(6).
     Подобные методики анализа личностных характеристик, по результатам которых составляется производственный паспорт, широко применяются в Высшем хозяйственном суде Республики Беларусь. Очевидно, что активное участие в проведении тестов принимают психологи. На наш взгляд, учитывая опыт белорусских коллег, в состав действующих аттестационных и конкурсных комиссий судов желательно включить специалистов-психологов.
     Информацию о квалификации и потенциале юриста можно получить на региональных и межрегиональных конкурсах для юристов, например, в г. Вологде в 2008 г. проводился IV межрегиональный конкурс “Юрист-профессионал - 2008”. Как заявляют организаторы конкурса, он призван повысить престиж профессии юриста и позволяет участникам продемонстрировать свои деловые качества и потенциал. В рамках подобных конкурсов в качестве одной из номинаций можно было бы в сотрудничестве с судами региона подготовить задания, позволяющие выявить качества, необходимые для работы в должности помощника судьи, заинтересовать этой работой и при желании самого кандидата включить его в кадровый резерв помощников судей. Подобные конкурсы позволяют и участникам заявить о себе, что в будущем может поспособствовать их карьерному росту, к примеру, одна из участниц упомянутого конкурса в декабре 2008 г. была назначена судьей районного суда.
     При отсутствии конкурсного отбора на замещение должности категории помощника другим направлением реформирования законодательства о государственной службе может быть изменение понятия срочности трудового контракта, заключаемого с помощником.
     В настоящее время с помощником судьи заключается срочный служебный контракт на период срока полномочий судьи. Такое положение, несомненно, гарантирует государственному служащему стабильность и означает, что при отсутствии нарушений трудовой дисциплины или других факторов, влекущих прекращение трудового договора по инициативе администрации, он будет работать до отставки судьи. Одновременно такое, можно сказать, - пожизненное" закрепление создает и ряд отрицательных моментов. Первый связан с тем, что, как говорилось выше, судья выбирает помощника по результатам собеседования, предполагая наличие у него потенциала для работы в этой должности. На практике возможны ситуации, когда эти ожидания не оправдываются. Обнаруживается, например, психологическая несовместимость судьи и помощника. Или помощник не может приспособиться к интенсивному ритму работы судьи, и не потому, что он не хочет работать, а в сипу своего более медлительного характера. Или интеллектуальный потенциал, на который возлагались надежды, оказывается ниже, чем требуется для помощника. Усугубляется ситуация зачастую тем. что помощник не осознает или не желает осознавать своего несоответствия занимаемой должности. В таких случаях возможность прекратить трудовой договор в одностороннем порядке, не прибегая к крайним мерам в виде наложения дисциплинарного наказания, отсутствует. Все перечисленное приводит к конфликту, разрешение которого ложится на плечи председателя суда.
     Описанная ситуация, конечно, является следствием недостаточного изучения личности кандидата.
     Однако при существующем механизме отбора кадров ошибки неизбежны, и для их устранения работодателю необходимы дополнительные способы воздействия, в частности возможность заключения контракта на более конкретный промежуток времени, например на 5 лет. Данная мера повысит ответственность помощника, стимулирует его к самосовершенствованию, а при возникновении конфликта позволит безболезненно и для судьи, и для помощника разрешить его.
     При этом не надо опасаться того, что сокращение срока контракта приведет к какому-либо произволу и помощник будет "находиться в подвешенном" состоянии(7). Как показывает наш собственный опыт и опыт наших коллег, ни один судья не расстанется добровольно со своим помощником, если за 5 лет совместной работы между ними не возникло каких-либо трений, и сам будет настаивать на перезаключении контракта.
     
     Во время ознакомительной поездки в составе делегации российских судей в Америку по программе - Открытый Мир" мы столкнулись с принципиально иным подходом
     к взаимоотношениям судьи и помощника. В судах США с помощниками также заключается срочный контракт. При этом срок контракта составляет 3 года, по окончании которого отношения с помощником прекращаются, и на срок нового контракта принимается другое лицо. Судьи штата Нью-Гемпшир считают подобное регулирование взаимоотношений судьи и помощника необходимым элементом обеспечения независимости и беспристрастности суда, так как наличие срочного контракта
     сводит к минимуму возможность возникновения личных привязанностей между судьей и помощником и. как следствие, возможность влияния на судью через его помощника. Такое объяснение заставляет задуматься.
     Несомненно, высокие требования, предъявляемые к помощнику судьи, его роль в судебном процессе требуют соответствующего внимания к этой проблеме со стороны государства. В России XIX в. это хорошо понимали. Специальное учебное заведение - Императорское училище правоведения целенаправленно готовило молодых людей к судебной деятельности, совмещая обучение юриспруденции и воспитание в них нравственных качеств(8). Сегодня эта традиция возрождается в российских вузах (в Российской академии правосудия: в Саратовской государственной академии права создано новое отделение по подготовке специалистов для судебной системы Российской Федерации). Во Франции также достаточно четко отработан механизм специальной подготовки работников судебной системы. Работники аппарата суда там играют значительную роль при осуществлении правосудия, а секретарь судебного заседания признается гарантом законности процессуальной стороны дела(9).
     Президент России ДА. Медведев в своих выступлениях не раз обращал внимание на необходимость повышения качества юридического образования и подготовки квалифицированных кадров. Судебные органы также могут участвовать в образовательном процессе, используя различные формы сотрудничества с действующими на территории региона учебными заведениями, выпускающими специалистов с юридическим образованием.
     Формы сотрудничества могут быть самыми разными, например, при разработке учебными заведениями курсов "Гражданский процесс- и -Арбитражный процесс” можно предусмотреть не только лекции и семинарские занятия, но во взаимодействии с судьями региона организовать конференции и круглые стопы по вопросам материального и процессуального права. Подготовленные студентами доклады и проводимые ими научные исследования, дискуссии по темам судопроизводства позволяют оценить потенциал будущего юриста, выявить наиболее способных и пригласить их после окончания обучения прийти работать в суд.
     Но следует отметить, что вузы, даже государственные, в таких формах обучения не заинтересованы.
     Вопрос притока талантливых и квалифицированных специалистов неразрывно связан с повышением престижа государственной гражданской службы. Одним из факторов, характеризующих позицию госслужащих в обществе, является уровень их благосостояния, но. к сожалению, уровень оплаты труда и социального обеспечения помощников судей этому не способствует. Иным (ректорам, таким как социальный статус профессии, ее элитарность, вес среди других видов деятельности, означающим, что данная специальность вызывает одобрение и уважение в обществе, что она особенно значима, также не уделяется достаточного внимания, а ведь все они формируют представление о том, насколько предлагаемая работа интересна, разнообразна и перспективна(10), например, в США уровень заработной платы государственных клерков тоже невысок по сравнению с заработной платой в коммерческих структурах, но престиж профессии настолько велик, что конкурс на место достигает 10ОО человек, причем это выпускники самых известных университетов, начать карьеру в судебных органах считается прекрасной стартовой площадкой для успешной карьеры.
     Необходимость и насущность решения этих задач в России неоднократно подчеркивалась Президентом РФ(11). Понимание на самом высоком государственном уровне существования данной проблемы вселяет уверенность в ее разрешении и в России.




 _____________________________________________________________________________________ 

1) Концепция Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.08.2006 № 1082; выступление Президента России ДА. Медведева на VII Всероссийском съезде судей // www.kremlin.ru/text/appears/2008/12/210020.shtml.

2) Трифонова ПА.. Трифонов А.С. Внутрифирменное обучение и профессиональное развитие сотрудников компаний на рынке юридических услуг и консалтинге//Закон. 2009. №3.

3) Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.. 2005. 

4) В четырнадцатом арбитражном апелляционном суде ежемесячная нагрузка на судью-докладчика за 2007г. составляла -29 дел, за 2008 г. - 27 дел. Средняя по России нагрузка на судью апелляционного суда составляла в 2007 г. 26 дел, в 2008г. - 28 дел.

5) Юдин В. Проблемы отбора кандидатов на должность судей и помощников судей // Российский судья. 2005. № 11; Атяшев М.С. К вопросу о кадровом комплектовании судебной системы// Российский судья. 2007. № 7.

6) Каменков B.C. Подготовка кадров в системе хозяйственных судов Республики Беларусь с целью обеспечения качественного отправления правосудия// Международная научно-практическая конференция «Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики». Материалы конференции /под ред. И.В. Войтова и др. Мн.2006.


7) Купева Н. О статусе помощника судьи // Судья. 2008. № 12. С. 56.

8) Томсинов В.А. Преступление под названием «Юридический факультет» // Закон. 2009. № 3.

9) Грошева Г.И. Для подлинной независимости судам необходимо финансирование// Арбитражная практика. 2001. № 4.

10) Бондаренко ТА. Престиж профессии судьи // Российский судья. 2006. № 7.

11) Например, в Указе Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 - О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)// СПС «КонсультантПлюс».

'


Информация о делах


Календарь дел

Подписка на новости и актуальные вопросы

Разработка веб-ресурса - ЗАО "Информационная компания "Кодекс" на основе платформы "Кодекс: Сайт"