Сегодня четверг, 23 ноября 2017 года 19:51
Телефон информационно-справочной службы: 8 (8172) 78-09-14, 78-09-16
Главная страница / Публикации

// Эж-ЮРИСТ, № 10, 16.03.2012

 

 

Суды первой инстанции разъясняют в своих решениях порядок их обжалования, тем не менее случаи нарушения правил о подаче апелляционной жалобы нередки. Это приводит к материальным и временным потерям. Что нужно помнить, чтобы успешно реализовать свои права?

В последние годы наблюдается рост активности субъектов экономических правоотношений во взаимодействии с органами государственной власти и управления, в частности с судами. Этот процесс радует, ведь он является свидетельством роста правовой просвещенности широкого круга лиц предпринимательского сообщества, дальнейшего формирования правовой культуры, увеличения количества правозащитных организаций.

К сожалению, количественный скачок не всегда влечет за собой качественные изменения.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской и Тверской областей, знает об этом не понаслышке. Количество поступающих в суд апелляционных жалоб неуклонно растет: в 2007 году их было около 5100, а в 2011 году – уже более 9300.

Арбитражный суд принимает к производству апелляционные жалобы, поданные с соблюдением всех установленных требований. По правилам апелляционная жалоба непременно подается через суд первой инстанции, вынесший оспариваемый судебный акт. Это позволяет направить жалобу вместе с соответствующим делом в апелляционный суд. При нарушении данного правила апелляционная жалоба не принимается к производству и должна быть возвращена заявителю.

Несмотря на то что суды первой инстанции разъясняют в своих решениях порядок их обжалования, случаи нарушения правила о подаче апелляционной жалобы нередки. В 2011 году примерно 40% возвратов жалоб административной коллегией было связано именно с ошибочным направлением жалоб в адрес апелляционного суда.

Такие оплошности приводят к существенным материальным и временным потерям для всех сторон судебного процесса. Суд вынужден пересылать обратно заявителю жалобу и приложенные к ней документы (а ведь размер подобных бандеролей зачастую бывает весьма внушительным). Податель жалобы, потеряв в результате длительных пересылок драгоценное время, должен ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы. Наконец, страдает и другая сторона спора, вынужденная ждать пересмотра судебного акта.

Удивительно то, что подобные нарушения чаще всего допускаются органами государственной власти и местного самоуправления – органами, которые априори должны обладать повышенной мотивацией, возможностями в соблюдении предписанных законом правил и быть незаинтересованными в злоупотреблении процессуальными правами.

К сожалению, такие ошибки вряд ли ведут к преодолению скептического отношения к органам власти, неверия в реальную эффективность и ответственность их деятельности.

Стремясь к повышению правовой культуры, давайте не будем забывать, что большой путь состоит из множества маленьких, но важных шагов. Придерживаясь простых правил, вы можете эффективно реализовывать свои права, не ставя при этом под сомнение реализацию чужих.

 

Пресс-служба Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда



Информация о делах


Календарь дел

Подписка на новости и актуальные вопросы

Разработка веб-ресурса - ЗАО "Информационная компания "Кодекс" на основе платформы "Кодекс: Сайт"